Преображение Господне на вершине Святой Горы Афон, 2019 год

Знакомый афонский монах сегодня прислал видео подъёма на вершину Святой Горы Афон. Подымается он туда с другими монахами с целью подготовить храм к престольному празднику и принять участие в праздничном богослужении на вершине Святой Горы.
С его благословения размещаю эти видео на сайте "ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" как духовное утешение и благословение со Святой Горы Афон.
По мере поступления новых видеосюжетов буду их здесь размещать.
Ради блаженства других...
"Хорошо нам здесь быти" - сказал святой апостол Петр, познав Славу Божию на горе Фавор, желая остаться там.
Но Любовь не ищет Своего, не ищет Себе блаженств. Любовь идет и распинается на Кресте ради блаженства других.
Слава Божия в Кресте, Тайна Преображения в Любви...
С праздником настоящей Любви, преображающей человека!

Празднование Преображения Господня на Святой Горе начинается с Великого крестного хода. Крестный ход выходит из Великой Лавры утром и к 17.00 приходит на Панагию (1500 метров), где уже для всех готова керасма, то есть угощение. Перекусив макаронами с чаем, немного отдохнув, в 18.00 богомольцы начинают восхождение на гору.

Крестный ход на вершину с иконой Панагии, пением тропарей и каждением длится около трех часов. Крестный ход возглавляет игумен лавры - 60 летний архим. Продромос, с иеромонахами и диаконами.
Когда все паломники достигают вершины (2030 метров), то уже начинает темнеть.

Далее происходит самое интересное. Все начинают рассредотачиваться вокруг храма Преображения. В храм вмещается около 20 человек - монахи, певчие, старцы. А остальные 200 выбирают себе места вокруг на скалах... И вот, начинается всенощное бдение, которое продлится до раннего утра.

Все участники будут терпеть лютый холод, сильный ветер, высотную болезнь. Главным искушением, конечно, является борьба со сном, ведь все совершили сегодня 6-8 часовое восхождение и набрали 2000 метров высоты за день, что даже по альпинистским меркам является перебором...

Утром все богомольцы - старики, дети и монахи причащаются, встречают рассвет. Каждому дается по 100 грамм раки, анисовой водки, чтобы хоть немного согреться. Ведь впереди длинный спуск с 2000 метров, который тоже будет длиться полдня.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже» и души любящих Тебя преображаются в испытании на Святой Горе. Каждый унесет с собой частичку Тела Христова, благодать и незабываемые впечатления. А главное - это ощущение внутреннего преображения души, избавления от помыслов и суеты, предвкушение чистой жизни в Царстве Небесном.

У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии.

4 (17) августа на мулах прибывают из Лавры преподобного Афанасия, которой принадлежит вершина Горы, иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Доезжают до местности Панагия, в часе ходьбы от вершины, на границе, где уже нет растительности. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона. Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением, где отдыхают и трапезуют Богомольцы. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды. В нескольких метрах южнее здания - страшная пропасть. Отсюда открывается вид на всю подафонскую пустыню.

Прямо внизу, на пути к морю, находится местность Керасия; отсюда в языческие времена приносили жертвы идолу, стоявшему на вершине; а на берегу моря — скит Кавсокаливия. Далее к востоку видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше, на самом юго-восточном углу Афона — Вигла с пещерой преподобного Афанасия. В этой глубокопустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы отшельники, в числе до 12, и приносят деннонощную молитву Богу за весь мир. Наверху взору открывается белый мраморный конус — вершина Афона, и едва можно различить храмик Преображения, там находящийся. 4(17) августа и на утро служат вечерню, утреню и литургию в храме в честь Богоматери.

Понемногу собираются богомольцы и скитяне, но бывают и монахи из монастырей, и благочестивые миряне, не убоявшиеся трудностей подъема. 5(18) августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и богомольцы. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед», с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колеснице гонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54.

При пении Похвалы Богоматери вступают на вершину и входят в храм. Наскоро убирают его: ставят иконы, завесы и прочее, так как из-за больших холодов и постоянной сырости тут нельзя ничего хранить. Затем служат водосвятный молебен. Солнце уже на закате, и восходит луна. Длинная конусообразная тень Афона простирается далеко по Эгейскому морю до острова Лемнос. У древних эллинов была поговорка: «Афон покрывает хребет лемносского вола».

С северной стороны малой площадки вершины открывается вид на всю Святую Гору с ее хребтом, простирающимся от Малого Афона и Мегала Вигла. Видно, как замечал уже преподобный Афанасий Афонский, что Афон имеет форму креста. Далеко на северо-западе, за Солунским заливом, выступает снежная шапка горы Олимп, славившейся в древности, как и Афон, своими подвижниками и монастырями. Здесь же, на северных крутых склонах горы, растет неувядаемый «Богородичен цветок» — иммортель, с маленькими бело-розоватыми цветками, которые всегда очень ценились богомольцами как благословение Святой Горы. Многие монахи-смельчаки тут положили жизни свои, собирая этот цветок на гладких отвесных мраморных скалах над пропастью.

Храм в честь Преображения построен года два назад взамен прежнего, обветшавшего, который был построен и освящен в 1895 году Патриархом Константинопольским Иоакимом III. Новый храм совершенно простой, с дощатым иконостасом. Перед храмом устроена цистерна для воды. В прежние времена монахи называли эту воду агиасмой и испивали ее не иначе, как с непокрытой головой.

В языческие времена здесь, на вершине Афона, стояла статуя Зевса из чистого золота с алмазными глазами. При вступлении Царицы Небесной на землю в Климентовой пристани, где ныне Иверский монастырь, этот идол упал и рухнул в пропасть. О славных событиях, имевших место на священной вершине Святой Горы, читаем, например, в Житии преподобного Максима Кавсокаливита:

В Неделю святых отец, бывающую после Божественного Вознесения, является преподобному Богоматерь, имея в объятиях Младенствующего Господа, и говорит: «Следуй за Мною, Мой избранный, на самую вершину Афона, чтобы там, по желанию твоему, принять благодать Святого Духа». Видя два или три раза это Божественное явление, он оставил Великую Лавру и по истечении недели взошел на вершину Горы, в субботу Пятидесятницы, где и провел в обществе прочих братий всю ночь без сна.

Братия по совершении там Божественной литургии спустились с горы, а преподобный Максим, оставшись там, провел в молитвенном подвиге трое суток и узрел Фаворский свет.

Неизвестно, когда был построен первый христианский храм на вершине, но приходили сюда на праздник Преображения уже в X веке, что видно из Жития преподобного Евфимия Иверского: «Однажды к сему празднику (Преображения) в числе других братий взошел наверх и святой Евфимий. Братия окружили его и усердно просили, чтобы он совершил Божественную литургию. Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию.

Когда на литургии он возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и братия воспели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», внезапно облистал всех чрезвычайный Свет, Гора потряслась в своем основании и, пораженные тем, иноки все пали ниц на землю, кроме преподобного Евфимия, который стоял неподвижно, осияваясь дивным Светом и имея вид огненного столпа».

В первый час ночи (по обычному счету, в шесть часов вечера) по заходе солнца начинается всенощное бдение по обычному порядку Святой Горы. Доброгласные святогорские певчие всю ночь воспевают дивное событие Преображения Господня на горе Фаворской, — событие, которое так тесно связано с духовным опытом Афона в учении о Свете, осиявшем Лицо Спасителя при Его Преображении, как таинственном проявлении Божественной Славы.

Это тот Свет, который осиявает и подвижников, достигших духовного совершенства, после долговременного подвига умной молитвы — Молитвы Иисусовой, согласно учению таких святых отцов, как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие, на Афоне, подвизавшиеся в этом умном делании. И теперь святогорские монахи по мере сил творят Молитву Иисусову и преуспевают в том по мере ревности милостью Божией.

Зажигают костер вне храма, и огонь этого костра виден из многих мест Афона. В Карее, находящейся почти на середине Афона (в древности она так и называлась «Великой серединью»), тоже зажигают костер, и этим другие святогорцы, не бывающие на службе на священной вершине, дают знать, что они радуются тому, что все еще соблюдается древний обычай — в эту ночь славословить Господа в заоблачном Его святилище. После всенощного бдения служат Божественную литургию и освящают виноград.

И вот уже рассветает: на востоке встает солнце, и при его свете снова открывается величественный вид на Святую Гору с этого поднебесного места. Скоро Богомольцы спускаются вниз, в Панагию, где Лавра устраивает трапезу, а потом все разойдутся, кто откуда пришел, славя Бога и Его Пречистую Матерь, что сподобила побывать на священной вершине Святой Горы.