Паломничество к святыням Санкт-Петербурга

Своими впечатлениями делится священник Александр Матлашов, клирик Иоанно-Богословского собора города Талдыкорган, сопровождавший группу паломников в этой поездке.

Эта паломническая поездка была для меня полной неожиданностью. Буквально за неделю до поездки мне позвонил отец Григорий и предложил поехать в Санкт-Петербург в качестве священника, сопровождающего группу паломников. От неожиданности я сказал отцу Григорию, что обязательно подумаю и перезвоню… На раздумье ушло не более минуты.

Со своими спутниками я познакомился уже в аэропорту города Алматы. Численностью в двадцать человек, группа состояла в основном из прихожан различных храмов Алматы, а также были паломники из Астаны и Экибастуза.

Долгожданный взлет, и через четыре с половиной часа наш самолет благополучно приземлился в Санкт-Петербургском аэропорту «Пулково». Здесь нас встретила организатор нашей поездки и директор местной паломнической службы «Мир пилигримов» Румянцева Ирина Юрьевна. Словно Чацкие, с воздушной каравеллы мы переместились в комфортабельный автобус, который доставил нас в средоточие и духовный центр Санкт-Петербурга – Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.

После трапезы в паломнической столовой с незамысловатым названием «Паломник», для нашей группы была организованна экскурсия. Отец Лев, насельник Лавры, поведал нам историю основания монастыря, после чего мы осмотрели территорию монастыря, постройки, кладбище. Не оставила равнодушным никого из нас невероятная красота клумб, поражающая огромным разнообразием и гармоничным размещением цветов. 

Ну и, конечно же, тогда же мы посетили главный храм обители – Свято-Троицкий собор. Здесь еще шла Божественная Литургия, и нам сделали предложение, от которого мы не могли отказаться. Нам предложили посетить домовой храм преподобного Серафима Вырицкого. Этот храм находится на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры, который примыкает к Троицкому собору слева. Оказывается, в начале XX века здесь находилась келья отца Серафима!

Приложившись к святыням этого маленького, но невероятно уютного храма, мы вновь вернулись в Троицкий собор, где приложились к главной святыне Лавры – мощам благоверного великого князя Александра Невского. Для меня это было одним из важнейших событий в жизни, так как святой князь является моим небесным покровителем.

Здесь, в монастыре, было настолько уютно, хотелось побродить по аллеям, помолиться у мощей, приложиться ко всем святыням, но необходимо было выезжать. Нам предстоял неблизкий путь – отсюда мы сразу же отправились в Старую Слободу, где находится Свято-Троицкий монастырь Александра Свирского. Впрочем, нам объяснили, что в Александро-Невской Лавре мы будем еще не раз трапезничать, да и гостиница, в которой мы остановимся, находится в десяти-пятнадцати минутах ходьбы, а потому еще не раз сможем посетить ее.

Путь оказался утомительней, чем мы могли себе представить. Старая Слобода находится в двухстах шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга, и четырехчасовой путь после четырехчасового перелета действительно стал с нашей стороны малым подвигом.  

Первым пунктом нашего посещения стала Введено-Оятская женская обитель.

Напротив святых врат обители расположена деревянная часовня. На этом месте когда-то находилась село Мандеры. Именно здесь появился на свет Амос, будущий Александр Свирский.

Главной же святыней обители являются могилки преподобных Сергия и Варвары, родителей преподобного Александра, которые тоже прославлены в лике святых. Над местом их погребения сейчас находится часовня. Совершив краткое молебное пение, мы благоговейно приложились к надгробиям святых угодников.

Еще одной достопримечательностью монастыря является святой минеральный источник. Находится он невдалеке от обители. Сегодня над источником сооружена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а также купальня-душевая, в которой паломники имеют возможность омыться этой святой и целебной водой. Вода действительно необычна на вкус, чувствуется, что содержание солей и минералов в ней весьма высоко.

К сожалению, время нашего пребывания в этой обители было очень ограничено (как, впрочем, и во время всего паломничества, так как программа посещений была очень насыщена). К тому же, мы должны были к шести часам быть в обители Александра Свирского, чтобы успеть на ужин в монастырской столовой.

Приехав в Старую Слободу, первым делом мы разместились в гостинице с тем же названием. Оставив свои вещи в номерах, мы направились к знаменитой обители. Как удивительно живописны эти края! Белеющие стены монастыря, отражающиеся в водах озера, золотая полоска от склонившегося к горизонту солнца на глади воды, лес, окружающий озеро – все молчаливо возносило хвалу и славословие Творцу этой красоты и всего мира. Даже фотография не способна до конца передать это благолепие!

Перед вечерней трапезой мы успели побывать в Преображенском соборе, в котором пребывают мощи преподобного игумена этой обители – святого Александра Свирского. Успели мы и приложиться к раке преподобного, к святыням обители.

Сразу после ужина наша группа приняла участие в экскурсии по обители. Преображенская часть монастыря сегодня примечательна тем, что, во-первых, здесь пребывают мощи преподобного, а во-вторых, тем, что именно здесь находилась келья преподобного, и именно здесь ему явилась Святая Троица. На предположительном месте чудесного явления сегодня устроена часовня.

Посетив Преображенский собор и эту часовенку, мы отправились в Троицкую часть обители. Находится она на небольшом отдалении от Преображенской.

В этом расположении сегодня активно ведутся восстановительные работы. Оказывается, еще совсем недавно братские корпуса были заняты психиатрической клиникой Ленинградской области… Сейчас монастырь полностью возвращен Православной Церкви. Поразил своим величием, и в особенности древними фресками храм Святой Троицы.

Но самым древним строением обители является каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная самим Александром Свирским.

Эти стены, эти кирпичики помнят преподобного – основателя, строителя и небесного покровителя обители. Побывали мы и на месте молитвенных подвигов преподобного – в небольшой кельи-пещере, расположенной под входом в Покровскую церковь.

Наша экскурсия завершилась уже около девяти вечера. Все мы были весьма утомлены, сказывалась и трехчасовая разница во времени, но в то же время все были исполнены духовной радости от посещения стольких обителей. Тем не менее, зная, что завтра наше время пребывания будет также ограничено, многие паломники прогуливались по окрестностям монастыря. Еще во время экскурсии я заприметил небольшой причал, к которому мы и отправились с участником нашей поездки Николаем.

Трудно поверить, но на этой фотографии одиннадцать - начало двенадцатого!

Насладившись видами, подышав кристально чистым воздухом, а также покормив местных комаров, мы вернулись в гостиницу и уснули богатырским сном.

Утром почти вся наша группа молилась на монастырской полуношнице. В этой обители полуношница начинается в шесть часов утра. Надо заметить, что утром трехчасовая разница играла положительную роль – уже в пять утра спасть совершенно не хотелось, ведь в Алматы уже восемь, да и светло уже как днем. 

Зато ранний подъем и утренняя молитва были вознаграждены тем, что по окончании братского молебна у нас появилась возможность приложиться к нетленным мощам преподобного. Кстати, такое состояние нетления мощей уникально и не имеет аналогов во всем мире.

По завершении Божественной Литургии, нам благословили еще раз послужить молебен у мощей преподобного, и даже вновь открыли раку с мощами.

Помолившись и испросив благословение преподобного Александра на дальнейшее паломничество, мы отправились в обратный путь. 

В Санкт-Петербурге в этот вечер нас ожидала экскурсия по храму-памятнику, построенному на месте убиения императора Александра II и получившему за это название «Спас на крови».

Невозможно описать словами то внутреннее и внешнее благолепие храма, его мозаичные фрески и архитектурные особенности.

Удивительно, но все фрески храма собраны из мозаики, а это более семи тысяч квадратных метров!

Иконостас, сень над местом смертельного ранения императора, и даже полы – все сделано из натурального природного камня. Поистине этот храм – шедевр церковной архитектуры и искусства.

Так завершился второй день нашего путешествия. Не знаю, как кому, а мне, из-за огромного количества информации и плотности программы казалось, будто я нахожусь в поездке уже неделю. Впрочем, не могу сказать, что испытывал при этом огромную физическую усталость.

Сразу после экскурсии мы отправились в гостиницу «Академия». Нужно было отдохнуть и набраться сил перед еще одним длительным путешествием – на третий день нам предстояло попасть на Валаам.

Рано утром автобусом мы отправились в город Приозерск. Именно оттуда нам предстояло отплыть к монастырскому архипелагу. В паломничестве на Валаам к нам присоединилась группа из двадцати пяти человек, состоящая из богомольцев из разных регионов России и даже из Латвии. В этой трехдневной программе, которая включала в себя посещение монастырей и скитов Валаама и Коневца, нашим руководителем, гидом и экскурсоводом стала Полковова Виктория Лонгиновна. Сколько интересного, нового, а порой даже таинственного поведала она нам за дни нашего совместного путешествия!

Примерно через два с половиной часа мы были в Приозерске. Отсюда мы отправились к архипелагу Валаам на теплоходе с тем же названием. Этот тихоход до пункта назначения идет три с половиной часа, но длительность пути компенсируется возможностью побродить по палубам, а также попить горячий кофе (или чай – на любителя) с замечательной выпечкой. 

Хотя погода в этот день не баловала. Моя легкая осенняя курточка совершенно не спасала от холодного пронизывающего ветра.

Через три часа пути слева по борту показался красавец Валаам. Сначала складывается впечатление, что это один остров. Но нам сразу же пояснили, что архипелаг состоит более чем из пятидесяти островов общей площадью около тридцати шести квадратных километров. Крупнейший остров архипелага – Валаам. Его площадь составляет двадцать восемь квадратных километров.

Именно на этом острове и зародилась монашеская жизнь в этих краях. Виновниками этого стали преподобные Сергий и Герман, принесшие в эти благодатные места свет христианской веры и освятившие их своими молитвами и духовными подвигами. Также существует предание, по которому в этих местах с проповедью христианства проходил святой апостол Андрей Первозванный. Также как и в Киеве по этому преданию апостол водрузил здесь Крест, предвозвещая этому месту славное христианское будущее. Предположительно на этом самом месте сегодня стоит памятник святому апостолу. 

Первым делом, прибыв на остров Валаам, мы разместились в гостинице под названием «Мансарда». Думаю не нужно объяснять, почему она имеет такое название. Да, действительно, она находится под крышей гостиничного комплекса. Эта гостиница на удивление оказалась уютной и комфортабельной.

Практически сразу по прибытии началась наша экскурсия по окрестностям центральной монастырской усадьбы. Только находясь здесь, начинаешь понимать, что вдохновляло великих деятелей искусства и культуры в этих местах. Природа Валаама вдохновляла И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, И. С. Шмелёва, П. И. Чайковского и многих других известнейших гениев творчества и науки, побывавших здесь. 

Достойно удивления то, что все это буйство природы произрастает из десятисантиметрового почвенного слоя, ниже которого практически цельные вулканические образования, так называемый габбро-диабаз.

Одним из первых мест посещения стал нижний монастырский сад. Остается только догадываться, каких неимоверных трудов стоило братии монастыря, чтобы сделать это место таким оазисом.  

Кстати, здесь в конце июня еще только цветет сирень.

Сразу после обеда в монастырской трапезной мы направились в Преображенский собор – главный храм Спасо-Преображенского монастыря. Храм окружен двумя рядами братских корпусов. Над входом в первый монастырский двор расположена церковь святых апостолов Петра и Павла. Сейчас в ней идут реставрационные работы, однако она открыта для посещения. Под сводами этого небольшого храма нашему вниманию был предоставлен небольшой концерт духовной музыки, и в частности валаамского пения.

Прослушав образцы напевов, используемых за богослужением здесь на Валааме, мы направились в Преображенский собор. Собор строился уже после сооружения братских корпусов, и перед архитектором стояла задача сделать здание храма таким, чтобы оно не «давило», а как бы устремлялось к небу. Надо заметить, что автору проекта это удалось. Собор действительно словно взмывает в небеса.

Идеально подобраны и цветовые тона в оформлении стен и куполов.

А как облагорожена и благоукрашена территория монастыря! Кругом клумбы, восхищающие обилием и красотой цветов, газоны, рощи…

Изумило нас своим благолепием и внутреннее убранство собора.

Ознакомившись с верхним храмом, мы спустились в нижний придел собора, в котором под спудом почивают мощи святых основателей монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских, к надгробию которых, конечно же, с молитвой и верой в их предстательство перед Богом, мы благоговейно приложились.

Помолившись преподобным, согласно программе мы направились в Никольский скит, расположенный на острове Никольском перед входом в монастырскую бухту. Попасть туда сегодня можно через цепочку островков, соединенных мостами. Нам предложили по пути сосчитать острова, через которые мы будем проходить. Я насчитал пять, а в действительности их оказывается семь – некоторые из них занимают всего лишь несколько квадратных метров. И вновь нашему взору представали все новые и новые красоты, которые хотелось запечатлеть на фотоаппарат буквально на каждом шагу.

Буквально за полчаса мы добрались до Никольского острова. Сегодня здесь расположен действующий скит и храм в честь Святителя Николая.

В этом небольшом уютном храме, который, как бы встречает всех прибывающих в монастырь и провожает всех уезжающих (как известно, святитель Николай – покровитель путешествующих), мы совершили краткий молебен святителю и чудотворцу Мир Ликийских.

После посещения скита у нас оставалось еще некоторое время до ужина, а потому мы шли к центральной усадьбе не спеша, любуясь красотами прибрежных видов.  

Вечером того же дня после ужина мы посетили Игуменское кладбище и расположенный там храм во имя всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Здесь, на этом кладбище, находится могилка основателя кладбища и строителя этого храма (а также многих храмов и часовен архипелага) игумена Дамаскина.

Осмотрев кладбище и совершив заупокойную литию, мы отправились далее по аллее к месту подвига и уединения почитаемого на Валааме старца Николая «Смиреннейшего», посетить которого пожелал сам император Александр I.

Так завершился столь насыщенный третий день нашего паломничества. В гостиницу мы вернулись уже ближе к полуночи (благо, что в это время здесь «белые» ночи). Утром у нас вновь появилась возможность посетить монастырскую полуношницу. В этой обители она начинается в пять утра. Почти все паломники в этот день причастились за Божественной Литургией Святых Христовых Таин.

После обеда у нас было время до вечернего теплохода, и мы посетили Коневский скит и Новый Иерусалим. 

В храме Коневской иконы Божией Матери Коневского скита мы пропели величание Пресвятой Богородице, после чего отправились к месту отшельничества игумена Дамаскина, а оттуда в Новый Иерусалим. Наш путь лежал через гору Елеон, и первой нас «встретила» часовня Вознесения Господня.

Затем мы спустились в Гефсиманию к одноименному (Гефсиманскому) скиту, и, пройдя поток Кедрон, поднялись к Воскресенскому скиту.

Нижний храм этого скита повторяет в миниатюре храм Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь тоже есть кувуклия и пещера Гроба Господня, так что у нас была возможность, которую мы, конечно же реализовали, приложиться к этим святыням всего христианского мира. Поочередно, один за другим паломники входили в тесную пещеру, прикладывались к святой Плащанице, символизирующей тот самый Гроб Господа Иисуса Христа, и принимали помазание святым елеем от лампады. 

Верхний же храм, освященный в честь Воскресения Господня, украшен в светлых тонах.

На этом завершилась наша программа пребывания на Валааме. Нам оставалось только вернуться в гостиницу, собрать вещи и, простившись с этим прекрасным и незабываемым местом, сесть на «метеор» и вернуться в Приозерск. Уже тогда я чувствовал сердцем, что посещение Валаама бесспорно станет самым ярким впечатлением от всей поездки…

Но в то же время нам предстояло посетить еще немало святых мест. Как раз к следующему и лежал наш путь. Из Владимирской бухты, к которой мы добрались из Приозерска на автобусе, мы прибыли на остров Коневец, монашеская жизнь которого началась с молитвенного подвига преподобного Аресения Коневского.

Сегодня здесь восстанавливается Богородице-Рождественский мужской монастырь.

Исторически эта обитель еще более древняя, чем Валаам, и природа здесь не менее живописна, хотя и весьма отличается от валаамской.

Прибыли сюда мы уже вечером, но, тем не менее, успели на вечернее богослужение. Главными святынями обители являются Коневская Икона Божией Матери и мощи преподобного Арсения Коневского. Обе святыни находятся в нижнем храме, и по окончании вечерни мы, конечно же, с благоговением к ним приложились. После службы, поужинав и немного побродив по окрестностям, мы разместились в паломнической гостинице и легли спать.

Утром мы вновь молились за Божественной Литургией и причащались Святых Тела и Крови Христовых. После службы мы посетили музей Коневского монастыря, а затем, пообедав, побывали у стен Казанского скита.

Здесь, прямо рядом со скитом находится Явленская часовня, освященная и названная так в честь явления преподобному Аресению на этом месте Пресвятой Богородицы.

Здесь мы отслужили краткий молебен Пресвятой Владычице Небесной. Здесь же нас застал и проливной продолжительный дождь. Переждав непогоду, мы выдвинулись к следующей достопримечательности острова – к Конь-Камню. Этот огромный валун, действительно напоминающий голову лошади, почитался и обожествлялся жителями Ладоги. Но с приходом на остров преподобного Арсения, язычество упраздняется, а место это освящается его святыми молитвами. Сегодня на вершине камня расположена часовня преподобного Арсения Коневского.

На этом завершился четвертый день нашего паломничества. Уже вечером мы вновь были в Санкт-Петербурге, вновь заселялись в номера гостиницы «Академия», приводили себя в порядок после походных условий и просто отдыхали. 

Утром следующего дня мы отправились в паломничество по святым местам самого Санкт-Петербурга. Началось посещение святых мест с храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расположенного на берегу Невы.

Здесь, на территории храма находится могилка местночтимой святой блаженной Матронушки босоножки.

Здесь мы пропели блаженной Вечную память, приложились к надгробному Распятию и отправились к одному из самых почитаемых мест культурной столицы – к Смоленскому кладбищу Васильевского острова, к могилке блаженной Ксении Петербургской.

Ныне над могилкой блаженной Ксении возвышается красивая часовня, в которую мы попали сравнительно быстро (говорят, что иногда своей очереди войти в часовню и приложиться к надгробию святой, верующие стоят в очереди по несколько часов). Пропев величание, приложившись к святыне и помазавшись святым елеем, мы вышли из часовни и уже на улице совершили молебен блаженной матушке Ксении.

Следующим местом посещения стал Казанский собор. Здесь мы благоговейно приложились к чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. 

Во второй половине дня у нас было свободное время, в которое мы могли побродить по Петербургу, посетить музеи или просто отдохнуть в гостинице.

На следующий день наша группа посетила сразу несколько населенных пунктов.

Первым пунктом нашей поездки стало Царское Село (ныне город Пушкин). К сожалению, мы не смогли попасть во дворцы и палаты, так как именно этот день оказался санитарным и служебным. Но мы все же побродили по Екатерининскому парку, полюбовались Летним дворцом.

Посетили потешный крепостной вал.

Помолились и в Знаменском храме, находящемся рядом с Царско-Сельским лицеем, в котором учился А.С. Пушкин. Ниже храма в парке установлен памятник великому русскому поэту.

Еще одним местом посещения в Царском Селе стал Феодоровский Государев собор – любимое место молитвы последнего императора-мученика Николая II и его семьи.

На территории сохранились деревья, которые были посажены святым августейшим семейством.

После посещения исторических и святых мест Царского Села мы отправились в город Павлов, в собор святого Апостола Павла.

В этом храме сегодня пребывают мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской. Перед этой святыней с нами помолился настоятель храма отец Владимир. Приложившись к мощам и другим святыням храма (древним спискам с чудотворных икон Богородицы, частицам мощей святых Божиих угодников), мы отправились в Вырицу к месту погребения преподобного Серафима Вырицкого.

Здесь в часовенке, устроенной над могилой батюшки, совместно с дежурным священником мы совершили молебен, после которого нас очень вкусно покормили в местной трапезной. Тем временем в храме началось вечернее богослужение. Кто-то из наших паломников оставшееся свободное время помолился в храме, кто-то прогуливался по территории, кто-то приобретал что-нибудь на память.

Но как бы нам не хотелось остаться здесь подольше, нужно было возвращаться в Санкт-Петербург.

На следующий день, посетив Санкт-Петербургский монастырь Иоанна Рыльского и приложившись к пребывающим там мощам праведного Иоанна Кронштадтского, мы направились к месту служения святого праведника в город-порт Кронштадт. 

Первым делом мы посетили мемориальный музей-памятник квартиру святого праведного Иоанна. Это тот самый дом, в котором жил, молился и принимал людей Божий угодник.

Здесь мы послужили молебен отцу Иоанну, после которого для нас провели весьма познавательную экскурсию. Квартира, несомненно, была реставрирована, и прежде имела другой вид, но все же одно осознание того, что эти стены, само здание помнят святого, внушало благоговение и священный трепет.

Помнит иерея Божьего и этот балкончик, с которого батюшка благословлял людей, толпами стекавшихся к нему с различными просьбами, проблемами, скорбями и недугами.

 

Во дворе мемориальной квартиры праведному Иоанну Кронштадтскому сегодня установлен памятник.

Вообще, с именем этого святого связано все, что касается церкви в Кронштадте. Так и Морской собор, который мы посетили сразу же после экскурсии по квартире батюшки, был заложен при активном его участии. 

Даже внешний вид собора поражает своими размерами и архитектурной роскошью. Но по-настоящему испытываешь восторг и трепет, попадая вовнутрь.

Купол этого храма по подобию храма (ныне мечети) Айя-София не имеет подпор, и возникает чувство того, что он парит, что над нами золотое небо. А при свечении хоралов кажется, что по воздуху разлита золотая пыль.

Этот храм является еще и памятникам всем Российским матросам, погибшим на море. По стенам по всему периметру храма располагаются мемориальные доски с указанием имен, должностей, званий, а также места и причины гибели матросов. 

Последним храмом, который мы посетили за время этой поездки (не считая Александро-Невской Лавры, которую мы посетили непосредственно перед отъездом) стал Владимирский собор, который в начале своего исторического существования был храмом сухопутного ведомства Кронштадта.  

Восстановление храмов, которые сильно пострадали за период советской власти (Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн, был совершенно разрушен), началось в Кронштадте именно с этого храма. Сейчас ему вернули прежнее благолепие и красоту, и он вновь воспрял из руин.

В трапезной этого храма нас покормили замечательным обедом. Кстати, чуть не забыл, на протяжении последних трех дней нас сопровождала замечательный экскурсовод и гид Ольга Витальевна. Вообще, труд этих людей, ведущих за собой группы паломников, которые состоят из совершенно разных по характеру и духовному устроению людей, на первый взгляд может показаться незначительным, но на самом деле это совсем не легкий труд, требующий от человека полной отдачи. Хотелось бы выразить огромную благодарность Ирине Юрьевне, Ольге Вячеславовне, Виктории Лонгиновне, отцу Никодиму и Ольге Витальевне за этот понесенный ими труд.

От себя же хочу выразить благодарность всем тем, кто сделал для меня возможной эту поездку, а в особенности отцу Игорю Светличному, отцу Григорию Смурыгину, отцу Александру Суворову, Галине Петровне, Игорю Дмитриевичу Хочину, Екатерине Васильевне и многим другим.

Подводя итог этой поездки для себя лично, я пришел к следующему. Бог промыслительно подает нам все полезное и, что самое главное, своевременно.

Эта поездка стала для меня не просто путешествием, отличным времяпровождением и главным приключением лета. Это паломничество стало для меня своевременным глотком свежего воздуха, стимулом стремиться и меняться к лучшему, не ограничиваясь суетной рутиной обыденной жизни, но по мере сил поднимаясь над ней. А еще я все-таки довез до дома (и это заметила в частности моя семья) частичку той духовной радости и Божественной благодати, стать причастниками которой сподобил нас Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и всех тех угодников Божиих, к мощам и могилкам которых мы приносили свои просьбы и мольбы.